Концерт "Его величество - Джаз" 08.06.2016
Если сердце вздрагивает и замирает, когда откуда-то из глубины сцены из-под беглых пальцев раздаются переливы фортепиано, а от лучей софитов в глазах видны отблески саксофона, если вечер, проведенный в непринужденной и веселой обстановке Вам по душе, то Джаз — та музыка, которая вам нужна!
Джаз берет свое начало в смешении европейской и африканской музыкальных культур, которое началось благодаря Колумбу, открывшему Америку для европейцев. Африканская культура в лице чернокожих рабов, перевозимых с западных берегов Африки в Америку, дала джазу импровизацию, пластику и ритмичность, европейская — мелодичность и гармонию звуков, минорные и мажорные стандарты.
До сих пор ведутся споры о том, где впервые была исполнена джазовая музыка. Некоторые историки считают, что это музыкальное направление зародилось на севере США, где протестанты-миссионеры обращали афро-американцев в христианскую веру, а те в свою очередь создали особый вид духовных песнопений «spirituals», которые отличались эмоциональностью и импровизацией. Другие уверены, что джаз появился на юге США, где афроамериканскому музыкальному фольклору удалось сохранить свою самобытность, только благодаря тому, что католические взгляды населявших эту часть материка европейцев, не позволяли им вносить свой вклад в чужую культуру.
Концерт открыл лауреат областного конкурса хоровых коллективов хор младших "Радужный fresh"(руководитель Елена Ивановна Пархимович) с произведением полюбившимся многим слушателям - Ирина Хрисаниди "Детский джаз".
Следующим участником стал совсем юный музыкант, но уже имеющий за плечами немало побед. Лауреат международного и республиканского конкурсов Мандрик Роман. Брайн Бонсор "Вальс для тебя" (учитель Яцынович Владимир Павлович)
Луи Армстронг был одним из самых влиятельных и важных музыкантов в истории джаза. Для публики он навсегда останется любимым персонажем с мягким голосом и чарующим звучанием трубы. Но, без сомнения, Луи Армстронг был чем-то большим, чем просто музыкантом.
Армстронг - один из великих джазовых виртуозов, чье влияние на современную музыку было настолько велико, что практически все музыканты, записывавшиеся между 1927 и 1940, звучат как последователи его стиля.
Уникальный голос Луи Армстронга имитировался бесчисленными исполнителями на продолжении многих лет. Он сделал популярным скэт-пение, в котором больше использовались различные бессмысленные звуки, чем слова, а его музыкальное фразирование игры на трубе повлияло практически на каждого певца, появившегося на сцене после 1930 года, таких, как Бинг Кросби, Билли Холлидэй и Фрэнк Синатра. В добавление ко всему, прекрасное чувство юмора и лучезарный сценический образ Луи Армстронга стали, пожалуй, основным и естественным фактором популяризации джаза. Молодые исполнители вдохновлялись, хотя бы однажды увидев его на сцене, и просто миллионы зрителей были очарованы джазом через волшебство музыки Армстронга. В поздние годы его творчества мировые турне Армстронга сделали его известным в качестве "Американского Посланника Мира".Луи Армстронг был одним из самых влиятельных и важных музыкантов в истории джаза. Для публики он навсегда останется любимым персонажем с мягким голосом и чарующим звучанием трубы. Но, без сомнения, Луи Армстронг был чем-то большим, чем просто музыкантом.
Еще один постоянный участник международных и республиканских конкурсов ансамбль "Take five" в составе: Ян Богачев, Глеб Зубарь, Евгений Мицкевич, Константин Веремей продолжил вечер. Прозвучали А. Розов "Мелодия", Дж. Гершвин "О, леди, будьте добры"
С именем американского композитора и пианиста Дж. Гершвина связана одна из интереснейших глав истории музыки. Становление и расцвет его творчества совпали с «веком джаза» — так называл эпоху 20-30-х гг. XX в. в США крупнейший американский писатель С. Фитцджеральд. Это искусство оказало основополагающее влияние на композитора, который стремился выразить в музыке дух своего времени, характерные черты жизни американского народа. Гершвин считал джаз народной музыкой. «Я слышу в нем музыкальный калейдоскоп Америки — наш огромный бурлящий котел, наш... национальный жизненный пульс, наши песни...» — писал композитор.
Следующим участником стал фортепианный дуэт "Экспромт" в составе Татьяны Михайловской и Елены Турловой. В их исполнении прозвучали А. Цфасман "Веселый вечер", "Снежинки".
В основе практически любой композиции рок-музыки (кроме европейского арт-рока и авангарда) лежит видоизменённый, трансформированный до неузноваемости, но всё же Блюз, рождённый чернокожими жителями Америки в середине позапрошлого века.
Традиционный Блюз – 12и-тактная песенная форма с синкопированными ритмами, скользящими понижениями ступеней лада. Так называемый «городской» Блюз сложился в конце XIX – начале XX вв : «Это жизнеутверждающая музыка, рожденная из душевной боли».
Однако, когда речь идет о Блюзе в рок-музыке, в первую очередь имеется ввиду так называемый гитарный Блюз, у истоков которого стояли Мадди Уотерс, Ти-Боун Уокер, Джон Ли Хукер, Би Би Кинг и многие другие блюзмэны.
Ярким и самобытным стало выступление народного ансамбля "Ad libitum" (руководитель Владимир Павлович Яцынович). Прозвучали П. Дезмонд "Играем на пять", В. Мясоедов "Архаик блюз"
"Истоки джаза связаны с блюзом, спиричуэлс и рэгтаймом. Джаз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового света. Привезённые рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие, — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьёзные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза» , а затем и Джаза в общепринятом понимании. Основополагающую роль в подлинном джазе играет импровизация. Кроме того, джаз отличается Синкопа (музыка) синкопированностью (выделение слабых долей и неожиданные акценты) и особым драйвом. Две последние составляющие возникают в рэгтайме, а затем переносятся на игру оркестров (бэндов) , после чего для обозначения этого нового стиля музицирования и возникает слово «джаз» , пишущееся сначала как «Jass», затем как «Jasz» и только с 1918 года приобретающее свой современный вид. Кроме того, многие направления джаза отличаются особой техникой исполнения: «раскачиванием» или свинг музыкальный термин свингом. Колыбелью джаза был американский Юг и прежде всего Новый Орлеан. 26 февраля 1917 года в нью-йоркской студии фирмы «Victor» пятеро белых музыкантов из Нового Орлеана записали первую джазовую грампластинку.
Следующим участником концерта стал образцовый духовой оркестр (руководитель Александр Валерьевич Тиханович). В исполнении оркестра прозвучало "Дым над водой" из репертуара Deep Purple, "Sway" Нормана Гимбела и музыка из кинофильма "Криминальное чтиво".
Элла Фицджеральд - американская певица, одна из величайших вокалисток в истории джазовой музыки, обладательница голоса диапазоном в три октавы, мастер скэта и голосовой импровизации. 13-кратный лауреат премии «Грэмми»; лауреат Национальной медали искусств, Президентской медали Свободы, кавалер Ордена Искусств и литературы и многих других почётных наград. За свою 50-летнюю карьеру выпустила около 90 альбомов и сборников - как сольных, так и созданных в сотрудничестве с другими известными джазовыми музыкантами, в том числе Дюком Эллингтоном, Луи Армстронгом, Куинси Джонсом, Каунтом Бэйси, Джо Пассом, Оскаром Питерсоном.
Концерт продолжили наши гости из ансамбль "Бэнд анд бэнд". В их исполнении прозвучали "Swingwille" Larry Clack, "Swing Action" Robert Verelst, "Vamose your caboose" Bob Washut, "Go daddy-o" Scotty Morris, "Sing, sing, sing" Louis Prima, "Vertigo" Larry Barton.
И в завершении концерта прозвучали произведения в исполнении биг-бэнда "Бай-блюз" (руководитель Владимир Павлович Яцынович) П. Кларк "После твоего ухода", Б. Верснон "Буги", Л. Неек "Баллада для саксофона", Б. Берни "Милая Джорджия Браун", П. Крарк "Танцуй с нами".