Новости проекта
Обязательно к прочтению
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 5 человек

Вечер фортепианного отделения из цикла "Беседы у рояля" "Детские годы композиторов" 14.03.2016

Дата: 16 марта 2016 в 21:10, Обновлено 21 марта 2016 в 08:44
Автор: Чуес Д. А.

Необычайной задушевностью, камерностью и искренностью можно отметить прошедший концерт фортепианного отделения из цикла "Беседы у рояля", который состоялся 14 марта. Сама атмосфера, живое общение ведущей - Людмилы Ивановны Раинчиковой, не оставили равнодушным ни одного слушателя в зрительном зале. 

Детские годы великих композиторов, как же каждый из них пришел к этой прекрасной и необычной стезе - музыке. Как выбрал такой трудный путь композитора. Вот с чём знакомила присутствующих и зале Людмила Ивановна.  А среди зрителей было много ребят, и, несомненно, для каждого из них было интересно узнать какими маленькими были композиторы и как они начинали учиться музыке.

Концерт начался со знакомства с детскими годами великого немецкого композитора Иоганна Себастьяна Баха. Как известно, Бах был младшим, восьмым ребёнком в семье музыканта Иоганна Амброзиуса Баха. Род Бахов известен своей музыкальностью: многие предки Иоганна Себастьяна были профессиональными музыкантами. 

Когда Иоганну Себастьяну было 9 лет, умерла его мать, а через год не стало отца. Мальчика взял к себе старший брат, Иоганн Кристоф, служивший органистом. Иоганн Себастьян поступил в гимназию, брат обучал его игре на органе и клавире. Иоганн Себастьян очень любил музыку и не упускал случая заниматься ею или изучать новые произведения. Обучаясь в Ордруфе под руководством брата, Бах познакомился с творчеством современных ему южнонемецких композиторов. В 15 лет Бах переехал в Люнебург, где в 1700—1703 годах учился в вокальной школе Св. Михаила. Во время учёбы он посетил Гамбург — крупнейший город в Германии, а также Любек, где он имел возможность познакомиться с творчеством знаменитых музыкантов своего времени. К этим же годам относятся и первые произведения Баха для органа и клавира. Кроме пения в хоре акапелла, Бах, вероятно, играл на трёхмануальном органе школы и на клавесине.

Здесь он получил первые знания по богословию, латыни, истории, географии и физике, а также, возможно, начал учить французский и итальянский языки. В школе Бах имел возможность общаться с сыновьями известных северонемецких аристократов и известными органистами, прежде всего, с Георгом Бёмом в Люнебурге и Рейнкеном в Гамбурге. С их помощью Иоганн Себастьян, возможно, получил доступ к самым большим инструментам из всех, на которых он когда-либо играл. В этот период Бах расширил свои знания о композиторах той эпохи, прежде всего, о Дитрихе Букстехуде, которого он очень уважал.

После увлекательного рассказа прозвучали Прелюдия и фуга до-минор из 1 тома Хорошо темперированного клавира Иоганна Себастьяна Баха в исполнении Барановской Полины.

Концерт продолжила увлекательные детские годы австрийского композитора Йозефа Гайдна. Характер композитора формировался в трудовой атмосфере крестьянского быта: он родился 31 марта 1732 года в деревне Рорау в семье каретного мастера, мать его была простой кухаркой. С детских лет Гайдн мог слышать музыку разных национальностей, поскольку среди местного населения Рорау были и венгры, и хорваты, и чехи. Семья была музыкальной: отец любил петь, аккомпанируя себе по слуху на арфе. Обратив внимание на редкие музыкальные способности своего сына, отец Гайдна отправляет его в соседний городок Хайнбург к своему родственнику, служившему там ректором школы и регентом хора. Позднее будущий композитор вспоминал, что получал у Франка «больше тумаков, чем еды»; тем не менее, с 5-летнего возраста он обучается игре на духовых и струнных инструментах, а также на клавесине, и поет в церковном хоре.

Следующий этап жизни Гайдна связан с музыкальной капеллой при соборе св. Стефана в Вене. Руководитель капеллы Георг Ройтер время от времени совершал поездки по стране для набора новых певчих. Слушая хор, в котором пел маленький Гайдн, он сразу оценил красоту его голоса и редкий музыкальный талант. Получив приглашение стать хористом при соборе, 8-летний Гайдн впервые соприкоснулся с богатейшей художественной культурой австрийской столицы. Уже тогда это был город, буквально наполненный музыкой. Здесь издавна процветала итальянская опера, проводились концерты-академии знаменитых виртуозов, при императорском дворе и домах крупных вельмож существовали большие инструментальные и хоровые капеллы. Но главное музыкальное богатство Вены – разнообразнейший фольклор.

Сонату До-мажор Йозефа Гайдна прекрасно исполнила Жолнерович Ирина.

Следующим композитором стал Вольфганг Амадей Моцарт. С любовью чета Моцартов занималась воспитанием сына и дочери Анны Марии, которая была старше своего брата на четыре с половиной года. Отец рано начал заниматься с дочерью на клавире. Здесь же, в музыкальной комнате находился и трёхлетний Вольфганг. Он также усаживался у клавира и мог подолгу развлекаться подбиранием терций. Он запоминал отдельные отрывки музыкальных пьес, которые слышал. «На четвертом году отец, как бы затевая весёлую игру, начал разучивать с ним некоторые менуэты и пьесы, через короткое время мальчик исполнял их совершенно чисто и ритмически точно…На пятом году Вольфганг начал сочинять небольшие пьесы», — так пишут биографы о детстве Моцарта.

Однажды в четверг, после службы отец со своим другом Шахтнером пришли в дом Моцартов. Вольфганг сидел за столом, макая перо в чернильницу. Он что-то писал. На вопрос отца, он ответил, что сочиняет концерт для клавира. Отец взял ноты в руки и среди клякс он увидел ноты. Он долгое время оставался неподвижным и рассматривал лист. Наконец из его глаз полились слезы изумления и радости. «Сотрите, господин Шахтнер, — сказал он – как всё сочинено верно и по правилам. Только это очень трудно. Ни один человек не сможет это сыграть». Вольфганг вмешался: Потому что это – концерт. Нужно упражняться до тех пор пока не получится, смотрите, это должно быть так!» И он заиграл. Леопольд начал учить Вольфганга по нотной тетради, составленной им для старшей дочери. Вскоре в ней появились и пьесы самого Вольфганга. И, наконец, в 6 лет Вольфганг получает свою собственную, специально для него составленную тетрадь. Три года отец внимательно наблюдал за развитием сына, и он понял, что его сын – «чудо, которому бог повелел родиться в Зальцбурге». Отныне вся жизнь Леопольда посвящена служению этому чуду.

Ярко и смело исполнил Евгений Мицкевич 3 часть сонаты №11 Ля-мажор Вольфганга Амадея Моцарта.

Детство и юные годы Людвига ван Бетховена связаны с Бонном, где он родился в декабре 1770 года. Его отец и дед были музыкантами. В раннем детстве профессиональное воспитание Бетховена было доверено часто менявшимся, «случайным» учителям – знакомым отца, которые давали ему уроки игры на органе, клавесине, флейте, скрипке. Обнаружив редкий музыкальный талант сына, отец хотел сделать из него вундеркинда, «второго Моцарта» – источник больших и постоянных доходов. С этой целью и он сам, и приглашенные им друзья по капелле, занялись технической тренировкой маленького Бетховена. Его заставляли упражняться за фортепиано даже по ночам; однако первые публичные выступления юного музыканта (в 1778 году были организованы концерты в Кёльне) не оправдали коммерческих планов его отца.

Вундеркиндом Людвиг ван Бетховен не стал, однако довольно рано обнаружил композиторское дарование. Большое воздействие на него оказал Христиан Готлиб Нефе, с 11-летнего возраста обучавший его композиции и игре на органе, – человек передовых эстетических и политических убеждений. Будучи одним из самых образованных музыкантов своей эпохи, Нефе познакомил Бетховена с творениями Баха и Генделя, просвещал в вопросах истории, философии, а главное – воспитывал в духе глубокого уважения к родной немецкой культуре. Кроме того, Нефе стал первым издателем 12-летнего композитора, опубликовав одно из ранних его произведений – фортепианные вариации на тему марша Дресслера (1782г.). Эти вариации стали первым сохранившимся произведением Бетховена. В следующем году были закончены три фортепианные сонаты.

Произведение Бетховена представила Головко Екатерина, которая исполнила 1 часть сонаты фа-минор.

Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой. Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ — написала газета, — ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это — настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации».

Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756—1842), чех по происхождению, начал заниматься с 9-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Войцех Живный был единственным наставником Шопена по фортепиано. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его.

Ноктюрн Шопена с тонкостью и изяществом исполнила Настя Сонич

Роберт Шуман рос счастливым, беззаботным ребенком. Он восторгался красивыми молитвами и стихами, любил собирать цветы в саду и подыскивать красивые гармоничные созвучия на рояле. В 1820 году он поступает в гимназию своего родного города. С этого времени перед взорами родителей и учеников развертывается его разностороннее дарование.
Сначала будущий композитор брал уроки у органиста Куншта. Под чутким руководством своего первого учителя мальчик начал создавать свои музыкальные произведения – в основном зарисовки. После знакомства с творчеством Шуберта Роберт написал несколько песен. Однако родители настояли на том, чтобы у их сына было серьезное образование, поэтому Роберт отправляется в Лейпциг учиться на юриста. Но Шуман все равно тянется к музыке, поэтому продолжает заниматься фортепиано под руководством нового учителя - Фридриха Вика. Последний искренне считал, что его ученик может стать самым виртуозным пианистом в Германии. Но Роберт слишком фанатично преследовал свою цель, поэтому переусердствовал с занятиями - заработал растяжение сухожилий и распрощался с карьерой пианиста.

Смелого наездника из Альбома для юношества Роберта Шумана  смело и задорно исполнил Андрющенко Фома.

Детство Листа было нелёгким. Родители его жили бедно, и скудного жалования, который получал Адам Лист, едва хватало на пропитание семьи. Маленькому Ференцу не исполнилось и пяти лет, как у него обнаружились поистине феноменальные музыкальные способности. Через некоторое время отец начал давать ему регулярные уроки игры на клавире. Успехи мальчика превзошли все ожидания.
Уже в 1820 году Лист выступил публично в большом открытом концерте в Шопроне. Талант мальчика был столь велик, что даже не склонные обычно к благотворительности венгерские магнаты решили оказать денежную помощь юному артисту. Адам Лист, осознавая, что только строгое профессиональное обучение может превратить его сына из вундеркинда в полноценного художника, решился на смелый шаг: переезд всей семьёй в Вену.
 

Здесь музыкальное образование мальчика было поручено одному из лучших педагогов того времени - ученику Бетховена Карлу Черни. Он также брал уроки музыкальной теории у Антонио Сальери. Систематические теоретические познания и практические навыки в чтении партитур позволили ему уже вскоре после начала занятий написать небольшое сочинение для хора «Tantum ergo».
1 декабря 1822 года Лист дал в Вене свой первый концерт, который вызвал всеобщее восхищение. В следующем году он впервые играл в столице своей родины Будапеште. Но в условиях удушающего имперского режима и террора Габсбургов, беспощадно угнетавших венгерский народ, Лист не мог продолжать своё музыкальное образование.И отец решил отправиться с сыном в Париж, где находилась одна из лучших в мире консерваторий. Велико было его разочарование, когда директор Парижской консерватории Л. Керубини отказал мальчику в приёме на том основании, что мальчик был иностранцем. 
Более благосклонно отнеслись к мальчику в парижских салонах. Здесь он вскоре стал всеобщим любимцем. Приглашения на вечера следовали одно за другим. В Париже Лист продолжал занятия по композиции. 

Юношеский этюд Ференца Листа исполнил Вадим Погундо.

 
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.